О «Внутренней России»

После поста на тему «самая неизвестная страна» случился интересный разговоров на тему: «Почему так? Кто виноват? Что делать? Да и вообще - зачем?». Появился ответ и даже советы о том, что почитать из современной англоязычной классики мировидения. Этот «ответ-совет» прям зацепил. Хочется поделиться.

Отсутствие интереса к себе как всегда можно сваливать на «жуликов, воров и англо-саксов», но на самом деле причина в нас самих. У нас просто нет запроса на «Внутреннею Россию».

Если в силу работы или службы-бизнеса нам не приходится «летать по стране», то шанс побывать, где то кроме «соседнего города и Столицы» - стремится к нулю. Есть, конечно, Крым, Сочи, Алтай, Байкал, Камчатка, но они нам интересны как раз по тому, что это «почти, как и не Россия вовсе».

Мы с вами даже не задумываемся о том, что мыслим и потребляем свою страну лишь под соусом «геополитики». Ни популярной истории, ни публицистики, ни даже «бестселлеров» о «России самой по себе» – не существует. А Россия «сама для себя» – вообще сказка о граде-Китеже.

Нам интересно только два разреза страны – «заоконная, правда каждого дня» и «переживание империи». Мы с вами не интересуемся страной самой по себе – она нам не важна, не значима, не актуальна. «Своя страна» нам тупо не интересна. Если не сказать больше – она нам не нужна…

Один умный японец говорит, что это не очередная «русская беда», а общее место современности: Зачем человеку глобального мира своя страна? В постиндустриальном обществе в принципе нет национальных государств – только ключевые «гиперполисы», процветающие на фоне пост-политической возни территориальных союзов и вне территориальных корпораций.

После прочтения рецензий и пары глав, фраза «За МКАДом жизни нет» совершенно перестает быть хоть в чем-то смешной. А наличие таких же фраз про Нью-Йорк и Гонконг – работает еще одним «фактом» в пользу автора.

Современному миру не нужны ни национальные государства, ни национальные культуры, ни национальная интеллигенция. У глобального мира есть только запрос на регионы и региональные центры. Только глобальным регионам уместно говорить о человеке вообще оставаясь при этом собой.

Вместо национальных культур не придет «единый интернационал» – придет культура глобальных регионов. И вот в таком ключе на грани паранойи видится новая возможность для «многострадальной» и её авторов.

Опыт мышления «новыми регионами», а не странами, позволяет иначе взглянуть на такое словосочетания как «Русскоязычный Мир». В этом ключе новой глобальности, взгляд на город, округ и страну через призму глобальных территорий, вместо границ – перестает казаться чем-то наивно-надуманным. Наоборот извечная попытка выставить себя чей-то периферией – вот это и надуманно и наивно. Никто эту нашу «сиротную» периферийность признавать не хочет. Может пора перестать навязываться под чужое крыло? Пора увидеть в необходимости быть собой возможность, а не «родовое проклятье»?

Самая большая страна мира как «Глобальная Территория», а не государство – это уже интересно. «Внутренняя Россия» – то с чем действительно стоит играть. Если вы сможете в интересе к «неизвестной стране» увидеть не «оправдательно-принудительный» патриотизм, а открытие «неизученной части мира» – сразу почувствуете драйв первопроходцев. И пусть вас не останавливает «физическая открытость» – символически эта часть света почти, что и не тронута. Да и мест «не знавших ноги человека» – предостаточно.

Наш самобытный язык, распространившись по большей части материка, породил достаточно уникальных явлений и артефактов. Более того, он продолжает их порождать (несмотря на своих носителей, предпочитающих жить вчерашним днем). Этот сонном явлений и артефактов – действительно отдельная часть света, отдельная макрокультура. Требуются лишь взглянуть на себя самих, как что-то самостоятельное, а не периферийное. Возможность увидеть у нас есть, а значит оформление «страны-региона» в самостоятельный продукт – вопрос времени.

Так, что перестаем плакать – «Внутренняя Россия» это «игра по-крупному».

PS

Более того мы совсем не одиноки в этой ситуации ухода от национального государства к макрорегиону – Япония тоже стремится оставаться собой даже в глобальном мире.

Этот архипелаг не просто заявляет о себе как об отдельном макрорегионе – он им является, вопреки размерам и численности. От японцев вы не услышите ни о Японии как неотъемлемой части китайской цивилизации, ни о признании себя частью цивилизации западной.

При этом Японцы не отрицают своей включенности в глобальный мир. Кто вообще сказал, что включенность обязывает говорить о принадлежности? Это в глобальном то мире макрорегион должен признавать свою принадлежность-подчиненность? Что мешает и Конфуция уважать, и в европейском костюме ходить, и императора чтить, и при всем этом оставаться самобытной культурой? Зачем вообще переживать свою самость как противоречие?


Лайфхак по административному делению России

То, что "среднестатистический американец" знает на зубок все 50 штатов, но не отличает Индию от Сингапура - это наверно смешно. А вот, то, что "среднестатистический россиянин" знает на зубок весь мир в пределах 50 000 рублей за билет в одну сторону, но не сможет даже назвать 50 из 85 субъектов своей страны - кажется совсем не весело...

Делюсь лайфхаком по "зазубриванию" административного устройства "державы".

Берем карту:




1. Изучаем прямых соседей своего субъекта (Если вы из Мск, Спб или Севастополя, то интересуют соседи единственного "соседа")

2. Чукотка-Камчатка-Магадан - "золотой треугольник" арктического востока

3. "Филейные части" - от Сахалина до Кирова

Здесь есть два "подсекрета":

Во-первых, учить карту проще справа налево, а не наоборот (на Востоке субъекты побольше и их поменьше)

Во-вторых, использовать три природных "якоря" - Амур, Байкал, Алтай + два исторических центра Московской Колонизации - Тобольск и Казань

Относительно субъектов, включающих эти "якоря" легко выстроить всю Сибирь, Урал и Прикамье (Особенно хорош для запоминания Байкал - на его северном береге Иркутская область, а на южном республика Бурятия)

4. "Русский Север" - Мурманск, Петрозаводск, Ленинград, Нарьян-Мар, Архангельск, Вологда

5. "Суповой набор истории" - от Новгорода до Воронежа

Эта самая тяжелая для изучения часть - "филейным" размахом Сибирских и Северных субъектов даже не пахнет, зато вокруг этих территорий крутятся все "страсти истории"

Зато здесь основное население - потому собственно все так "мелко порублено"

Честно, проще выучить 18 Регионов Франции, чем эти "18 столпов Московии", но как говорится - "Родителей и Родину не выбирают"

6. Поволжье - от Казани до Астрахани

Прям ведем пальцем по извилине Волги - от слияния с Камой до Каспия

7. "Белый Юг" - Ростов, Элиста, Ставрополь, Краснодар, Майкоп

8. Кавказ

Удивительно, но вы обнаружите, что этот регион знаете даже лучше своих ближайших соседей. Здесь вы даже можете знать, кто руководит субъектом! А это между прочим - высший пилотаж знания "административной географии"

Ей богу, даже мера Москвы не все знают, а президента Чечни - даже "среднестатистический Американец"

Самый известный край - окажется, что даже заучивать ничего не надо, только вспомнить повестку СМИ

9. Отдельно стоит выделить три "Анклава", соединенных с метрополией лишь паромами - Калининград, Севастополь, Крым





PS

Если все же не сможете осилить "85 единых и неделимых, но регулярно перекраиваемых", то запомните хотя бы эти 9 пунктов + 15 миллионников

Национальный Вопрос еще раз

Наткнулся тут на очередной фильм из разряда - "за все хорошее", вот только с четкой гео-привязкой - Средний Урал. И вот эта привязка позволяет немножко иначе посмотреть на тему, не с точки зрения единого и нерушимого братства народов, а с точки зрения банальной колонизации. И вот в таком ракурсе особенно показателен основной материал восточного похода Москвы - Русские. О каких-то традициях и национальных особенностях из раза в разу нас говорят не "носители традиций", а историки-реконструкторы. И это вот отсутствие "народной традиции" очень сильно роднит нас с американцами - идентификация с национальной традицией, заменена идентификацией с государством.

А действительно, что кроме русского языка и истории государства, объединяет людей? Не в этой ли "государственной национальности" причина отсутствия русских диаспор? Интересная тема - где то в нации объеденяет релегиозная практика и традиция, где-то тупо практика (оленеводы КМНС), а где-то государство. И правда уж очень зеркальны эти "дети статуи свободы, несущие мир" и "дети третьего рима, также несущие миру мир".

Но это так мысли, наброски, а фильм действительно любопытен в плане истории края в лицах.


Документальный фильм "160" from Roomple on Vimeo.

По 12 стульев в рекламе

Часто защита рекламных идей напоминает Васюковские речи Остапа - любое предлагаемое решение беспрекословно выдается за результат "научного" расчета и "моднейшее" достижение запада.

Вот про эти попытки выдать художественную часть рекламы за что-то сверх-объективное и хотелось рассказать:


Как выжить в креативном бизнесе?

Александр Зиновьев, аналитик творческих проектов StreetArt, о том, как сделать принятие решения в креативе прозрачным

Про нового министра образования

Как человек с преподавательским опытом, хотел бы озвучить несколько тезисов - очень рекомендую их изучить тем, кто уже оплакивает будущее своих детей:

1. Кроме попов и фриков к детям и так никто не рвется - не мудрено, что с таким уровнем доходов и социального признания там только фанатики.

Сам преподаю только ради ораторской практики, а мысль жить учительством приходит лишь в кошмарных снах. Особенно страшные кошмары - работа с тинейджерами (это ад - представьте себя хоть на минутку один на один с толпой подростков разных национальностей, субкультур и разным уровнем обеспеченности семей).

К слову гражданка, как раз обещает изменить ситуацию. Если произойдет хоть что-то подобное переменам случившимся в армии, то это уже успех. Ради достойного статуса учителя можно пожертвовать и дарвиновской монополией на антропогенез.

2. Не нужно противопоставлять РПЦ науке и прогрессу.

Отдельные церковные деятели конфликтуют с естествознанием, только по концептам не имеющим практического применения, и уж тем более кириловскую церковь не уличить в борьбе с технологиями и прочими плодами цивилизации ею используемыми на благо себя любимой. А конфликты в области морали - это вообще не про технологический прогресс и науку. Тот же гомосексуализм научным сообществом так и не признан, как психологическая норма, но либеральные СМИ это молчаливое не согласие некоторых ученых - не волнует, главное, что клиническим отклонением тоже не признают и на том спасибо.

Теория всего штука крутая, но автомат стреляет независимо от того, что большой взрыв случился сам по себе или по воле божьей. К тому же серебряный век и события между мировыми войнами показали, что люди воспитанные в системе подконтрольной церкви, не стали повально набожными и лишенными рациональной мысли. Питрим Сорокин к примеру окончил церковно приходскую школу, а вот ватага авторов альтернативных историй, уфологи и экстрасенсы всех мастей - светско-советскую.

3. Система образования всегда и везде помимо образовательно-познавательной несет еще и пропагандистскую функцию.

Как идеология православие/самодержавие ничем не хуже марксизма-ленинизма, или всевозможных неолеберальных толков. Любая идеология от науки далека, в какие бы прогрессивные одежды её не рядили.

Холодная война прекрасно иллюстрирует то, как по обе стороны фронта людям перекрывали кислород по идеологическим причинам - и ничего, айфоны у всех работают.

4. Про навязывание религии и конституцию

Тут смотрите в чем штука - по конституции у нас свобода вероисповедания, такая же как свобода торговли, но вы ведь не кричите, что реклама нарушает конституцию? Даже со Сбербанком и откровенной олигополией большой тройки все смирились.

Да, религию давят административным ресурсом так же как единоросскую партию и заправки газпромнефти, но при этом никто не обязывает вас или ваших детей верить. Послать на х..й учителя православия будет так же просто как вы посылали своих математиков, историков или с кем там у вас не складывалось в школе ))) А как дисциплина религиоведение вполне себе гуманитарная наука, ничем не лучше и не хуже истории античной литературы.

Пропаганда атеизма, агностицизма, бахаизма, саентологии или там еще какого нью-эйджа - это те же яйца только в профиль. Атеизм - это не наука, а точно такой же идеологический конструкт и его навязывание такое же посягательство на свободу. Наука вопросами наличия или отсутствия трансцендентального вообще не занимается если кто не в курсе.

5. Кто вообще может рассчитывать получить знание только за счет системы образования?

У меня нет претензий к базе полученной в МОУ СОШ и НОУ ВПО, но помимо этой базы была еще орда репетиторов, дополнительных курсов и тысячи часов самостоятельной работы.
Ни школы, ни ВУЗы, ни у нас, ни у богохранимых эльфов запада не выпускают детишек под ключ )))

И главное:

Если привитая с детства идеология православие/самодержавие поможет людям перестать самобичевать себя комплексом неполноценности перед западом, то глядишь будет больше времени для дела.

Надо только проследить, что бы включили в обязательный курс молитв вот эту:

"Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, что бы отличить одно от другого" )))

13 мифов о науке - конспект лекции Александра Сергеева



Все чаще и чаще натыкаюсь на статьи обличающие лжеученых, не говоря уже о целых ресурсах и просветительских разделах во всенародных СМИ. Только борясь с лженаукой не стоит забывать, что и у науки нет истины и превращать её в источник сакрального знания не стоит, а уж тем более возводить в ранг религии аля "западное конфуцианство".

Именно десакрализацией науки меня впечатлила лекция Сергеева. О методологических границах не устаю твердить и в работе и в быту, а когда вижу созвучные мысли в сети - искрении радуюсь. Спешу перевести два часа в удобный текст:

1. Миф об автономности фактов

 Научные факты не существуют сами по себе, они имеют доказательную силу только в рамках конкретных теорий, дисциплин или кроссдисциплинарных изысканий, а никак не истину в последней инстанции.

Отдельными фактами нельзя ни слепо опровергать теории, не постулировать новые. А уж тем более подменять отдельным фактом целую цепь рассуждений.

2. Миф об объяснительной силе

Единственная теория которая объясняет все и сразу - теория божественного происхождения мироздания. Все остальные предсказательно-нормативные выкладки имеют конкретные области применения, а не объясняют все многообразие доступных переживанию явлений.

Если теория пытается объять все от происхождения звезд, до правил поведения между родителями и детьми - это религия, а не наука.

3. Миф о научной истине

"Слово Истина (особенно с заглавной буквы) - верный признак заблуждения". У науки нет непреложных сакральных истин - есть различные концептуальные модели, дающие возможность объяснять, систематизировать, предсказывать, но нет одной незыблемой правды на веки вечные.

Модели постоянно сменяют одна другую, так же как сменяют друг друга технические, управленческие и поведенческие системы - всегда есть место для более эффективной модели, или совершенно нового подхода к решению проблемы в отношении тех или иных явлений.

Collapse )

Туристические Игры



О внутреннем туризме на Урале говорят много, но как доходит до дела оказывается, что дела то и нет... А действительно что делать-то? Какие продукты есть на этой территории? Есть вроде места, есть даже какая-то инфраструктура, но как в это играть? Какие конкретно истории и действия можно предложить туристам? Собрав свой нескромный туристический опыт, мы подготовили семь основных направлений туристических игр. Ниже много букв, подробно излагающих испробованные нами хронотопы и практики туристических игр.


Туристам необходимо предлагать культурные практики. Людям нужно не само по себе наличие знаковых мест, а понимание способа взаимодействия с этим местом, метода получения нового опыта. Нужны правила и смыслы коммуникации с территорией — то, чем и является, собственно, туристическая игра...

Не телевизионный взгляд

Оригинал взят у varandej в Точки на разорванной карте


Между сугубо художественным вчерашним постом-эпиграфом и предстоящей попыткой вдумчиво описать увиденное, покажу и просто краткий обзор двойного путешествия в Многострадальные земли. Без особых подробностей - просто чтоб было ясно, какие точки на карте скоро появятся в этом журнале. Да, а заглавный кадр - вовсе не донецкий или крымский креатив, а вполне себе аутентичная инсталляция в одном из модных арт-центров Киева.

Collapse )

P.S.
И ещё вопрос к украинским читателям - а кто готов аналогичным образом съездить в Россию?

Отрицаемая земля - редакционный манифест

Меня часто спрашивают: почему вместо тонны ссылок на статьи по медианалитике и единичных случаев, собственных околомарктинговых многобукв я начал публиковать леса, горы, реки, пустыни, артефакты северно-азиатской повседневности и просто какую-то непонятную таежносоюзную фактуру?

Нет, дело не в том, упоролся за походы, ретриты и цифровой детокс настолько, что решил сделать какой-то свой проект на этой ниве. И уж конечно не ватопатриотизме головного мозга.

Все намного проще и сложней - я начал игру в открытие и номинировании отрицаемой земли.

С чего? Почему? Зачем?

1. Участвуя в истории с логотипом Екатеринбурга, я открыл для себя "Чертежную книгу" Ремезова и геополитическое понятие Хартленд. Начав копать тему, наткнулся на субъективный путеводитель varandej и увидел Ремезовские чертежи и смысловые конструкции Макиндера в красках.

2. Зацепило. Почувствовать совершенно иной взгляд на свою историю, территорию, культуру и повседневность – это трип.

3. Эта игра дает пространство для идей и решений – возможность увидеть неожиданные горизонты для путешествий, почувствовать новые грани себя, обнаружить точки роста в бизнесе, политике, культуре. К тому же игра тренирует поиск откровений, вместо перебора аналогий и подобий. Как ни крути – полезная практика и для меня и для всех, кому продукты этой игры могут попасть под руку.

А теперь главный вопрос: Что же это такое – «Отрицаемое земля»? И тут уж без многобукв никак не обойтись…

Collapse )

Разговор с лешим

Вам знакомо чувство откровения? Нет, речь не про озарение. Пресловутое «ага», пришедшее уже за гранью сознания - это результат мук поиска, хоть и кажется чудесным воздаянием. Нет, не о работе души речь, а об ощущении её самой. Конечно, чувство решения близко. Близко, но не то.


- Кошмар? – Старик, поднес зажжённую лучину к моему вспотевшему лбу

- Нет, наоборот.

- И что ж тогда не спиться?

- Непривычно…

- Пугает, да? – бросил он сквозь улыбку, возвращаясь к своим нарам

- Да.

- Меня тоже пугало, когда страх отходил, – Погасив огонь, он добавил: – Это поначалу всегда так.

- А откуда вы знаете, что всегда? Или вы так легко, свой опыт на всех обобщаете?

- Почитай жития святых, или отчеты светских одиночек – путешественников там всяких, переживших крушения, потерявшихся. Просто истории промысловиков.

- Вы специально их читали?

- Не то, что бы специально изыскивал под это дело, но все лучше тебя подкован.

Бывают такие люди, которые не упустят возможности подколоть. Не ужели им и правда, в радость задеть острым словом? Пьянит мелочная иллюзия превосходства? А может это не самолюбование, а просто защита, как у ежа? Этакая вербальная щетина одинокого мизантропа?


- Я с утра пойду.

- Да какой там, жди.

- Я не могу полмесяца ждать попутчиков.

- Не поведу тебя, говорил же. Или сам соберись, или жди.


Всегда восхищался людьми, способными в одиночку пройти через пустынь. Кто-то не ценит таких деяний, даже считает, что нет в этом чего-то непосильного. Делов-то, пройтись пешком по хоженой тропе - ведь не Эверест покорить? Кто-то наоборот считает, одиночный поход безумием – ночь темна и полна ужасов, да и глухие места всегда считались не безопасным местом. Да, по статистике оживленные дороги опасней любого урмана, но то новоделанная статистика, а то извечная глушь.


- И чего ты вообще суда сунулся? – забыв про сон, продолжил старик.

...